Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Туристический портал Тверской области
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
Обзоры обращений граждан и организаций
Обзоры обращений граждан и организаций

1. Капитальный ремонт многоквартирных домов

Вопрос: Кто осуществляет организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме?
Ответ:
Этой теме посвящен IX раздел Жилищного кодекса РФ, согласно которому плата за капитальный ремонт становится теперь обязательной для всех жителей многоквартирных домов. 16 июля 2013 года вступил в силу закон Тверской области от 28.06.2013 № 43-­ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». 
Собственники помещений, накапливающие средства на капитальный ремонт на специальных счетах, самостоятельно решают все вопросы, связанные с проведением капитального ремонта, в том числе: какую подрядную организацию и в каком порядке привлечь, как контролировать качество проводимого ремонта, как осуществлять приемку работ и другие вопросы.
Для собственников помещений, уплачивающих взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора, всю работу по организации и проведению капитального ремонта осуществляет региональный оператор на основании договора, заключенного с каждым собственником помещения в многоквартирном доме. Следует учитывать, что по обязательствам регионального оператора перед собственниками помещений, которые уплачивают ему взносы, дополнительную ответственность несет непосредственно субъект Российской Федерации.

Вопрос: Возможно ли осуществить перенос срока проведения капитального ремонта на более ранний срок?
Ответ:
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта. 
Таким образом, на основании решения общего собрания собственников и в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 22.04.2014 № 210-пп предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний.

Вопрос: Предусмотрен ли механизм по перечислению ранее накопленных средств по статье «Капремонт» на специальные счета или счета регионального оператора?
Ответ: 
В соответствии со статьей 25 закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» денежные средства, ранее вносимые собственниками помещений на цели капитального ремонта, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в месячный срок со дня принятия решения перечисляются лицом, на счете которого они аккумулировались, на спецсчет или счета регионального оператора.

Вопрос: На какие работы по капитальному ремонту могут расходоваться средства фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт?
Ответ:
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома;
7) разработку проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
8) оплату услуг по строительному контролю;
9) оплату услуг по авторскому надзору в случае, если многоквартирный дом является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации и региональной программой по проведению капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту такого многоквартирного дома в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Работы, указанные в пункте 1, включают в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии).

Вопрос: Правомерно ли начислять пени по статье капитальный ремонт? 
Ответ:
Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере одной трехсотойставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт (часть 14.1 статьи 155 ЖК РФ).
Уплаченные за просрочку проценты зачисляются в фонд капитального ремонта и, соответственно, оплачиваются в том же порядке, что и взносы на капитальный ремонт. 

2. Содержание общего имущества, взаимоотношения с управляющими организациями


Вопрос: Может ли управляющая компания принуждать собственников многоквартирного дома к заключению договоров на управление? (Сергеева В.М. г. Тверь)
Ответ:
У собственников помещений в многоквартирном доме, избравших способ управления на общем собрании, не возникает обязанность по заключению договора с управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом, не является публичным, поэтому, заключение договора собственником помещения с управляющей компанией не является обязанностью собственника, поскольку никто не может быть понужден к заключению какого-либо договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ).
Понуждение к заключению договора возможно только в одном единственном случае - если собственники не выбрали способ управления или он не был реализован и управляющая компания выбрана по результатам открытого конкурса (ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). В данном случае применяются положения статьи 445 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем, исходя из статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Вопрос: Управляющая компания отказывается от включения в услугу по содержанию общего имущества жилого дома обязанностей по уборке мест общего пользования.
Ответ:
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 при заключении договора с управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п. 10 вышеуказанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей. Подпункт «г» пункта 11 данных Правил включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества. В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, то есть договор на управление домом должен включать в содержание общего имущества дома и пункт об уборке мест общего пользования.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" среди прочего отмечены сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и холлов, а также кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.


Вопрос: Наша управляющая организация хочет досрочно расторгнуть договор управления домом. Может ли она это сделать?
Ответ:
При отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, на это у управляющей организации не имеется правовых оснований. 
Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. 
Следовательно, только собственники помещений многоквартирного дома имеют право на досрочное расторжение договора управления в одностороннем порядке.

Вопрос: Бывшая УК отказывается передавать техническую документацию на многоквартирные дома. Что делать? (Козлова Е.И. г. Тверь)
Ответ:
Согласно ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 №14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом», управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом (далее - техническая документация). Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N491.
Согласно части 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию, в том числе, вновь выбранной управляющей организации. Поскольку Жилищный кодекс РФ не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно.
Согласно статье 162 ЖК РФ передача технической документации должна осуществляться за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом. В соответствии со статьей 7 ЖК РФ аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняющих работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основаниям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Указанная обязанность возникает независимо от наличия или отсутствия, в том числе и письменного договора, содержащего условия об управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. 
Реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов. Но жители вправе обратиться в суд с иском о понуждении к передаче технической документации и картотеки на многоквартирный жилой дом. 

Вопрос: Что входит в понятие «содержание общего имущества»? (Модестова Р.П. г. Торжок)
Ответ: 
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 установлено, что содержание общего имущества включает в себя: 
1) осмотр общего имущества, осуществляемый управляющими компаниями, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; 
2) освещение помещений общего пользования; 
3) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; 
4) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; 
5) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; 
6) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; 
7) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; 
8) все другие виды услуг, которые жители посчитают нужным включить в перечень работ, утверждаемый на общем собрании (например, консьерж или видеонаблюдение и проч.). 
В любом случае перечень работ и услуг, которые должна выполнить управляющая компания устанавливают собственники жилых помещений в доме, а не сама управляющая компания. При этом он не должен быть меньше перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

Вопрос: Что происходит с компаниями «Фаворит» и «Фаворит+»? Кто будет управлять нашими домами? (Гусева Л.Ю. г. Тверь) 
Ответ: 
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ООО «Фаворит» (ИНН 6901052125) 03.06.2014 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Планктон». 
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ООО «Планктон» зарегистрировано по адресу: Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Магнитогорская, д. 4, офис 400. 
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ООО «Фаворит+» (ИНН 6950128659) 19.06.2014 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «УАЙТ». Адрес регистрации этой компании – такой же. 
Более того, по официальной информации управление и эксплуатация жилищного фонда не является ни основным, ни дополнительным видом деятельности ООО «УАЙТ».
Таким образом, в связи с ликвидацией управляющих организаций ООО «Фаворит» и ООО «Фаворит+» указанные компании управление многоквартирными домами города Твери осуществлять не будет. 
Собственникам помещений необходимо определиться со способом управления многоквартирным домом, в связи с чем рекомендуем собственникам инициировать проведение общего собрания, на повестку дня которого вынести вопросы, связанные с выбором способа управления данным домом. 

Вопрос: Кто устанавливает тариф на содержание и ремонт общего имущества и как часто он может меняться?
Ответ:
Тариф на содержание и ремонт должны устанавливать сами собственники на общем собрании, в противном случае его размер определяется органами местного самоуправления. 
Если дом эксплуатирует управляющая компания, размер платы за содержание и ремонт устанавливается с учетом предложений УК на срок не менее чем один год. Если плата возрастает неоднократно в течение года – это тревожный звонок и повод разобраться в ситуации. Если в доме ТСЖ или ЖСК, размер этой платы определяется органами управления в соответствии с уставом. 

Вопрос: Кто устанавливает размеры платы за дополнительные услуги?
Ответ:
Оказание дополнительных услуг – работа консьержа, охрана подъездов или коллективных стоянок, использование домофона – и размер платы за них – это «епархия» общего собрания собственников. Без решения общего собрания дополнительные строчки не могут появляться или меняться. После решения общего собрания заключается договор. Если вы не согласны с решением собрания – вправе обратиться в суд.

Вопрос: Много вопросов задают жители первых этажей о плате за пользование лифтом, хотя им и не пользуются. Правильно ли то, что с них взимают плату?
Ответ: 
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила) установлен перечень общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, содержание которого должно обеспечиваться посредством внесения собственниками платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. 
В соответствии с пунктом 2 Правил, к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома относятся лифты и лифтовые шахты. 
Пунктом 11 Правил установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава и конструктивных особенностей дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пункте 2 Правил. 
Из совокупности приведенных выше норм следует, что собственники помещений многоквартирного дома, несут бремя содержания общего имущества такого дома, перечень которого установлен жилищным законодательством, путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества. 
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 № 6177-АД/14 установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого или нежилого помещения.
Кроме того, в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 26.05.2005 № ГКПИ05-588, несение расходов на содержание лифтового оборудования возлагается на всех без исключения собственников (нанимателей) независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

3. Начисление коммунальных платежей

Вопрос: Управляющие компании г. Твери включают в платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельную строку за электроснабжение мест общего пользования. Законно ли это? (Решетникова М.В. г. Тверь)
Ответ:
Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» от 16.04.2013 № 344 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в соответствии с которыми, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного им способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Данный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Вопрос: Горячую воду в нашем доме после профилактического отключения, дали вовремя. Да вот беда – она еле теплая. Обязаны ли нам пересчитать коммунальные платежи? (Тихонов И.В., г. Зубцов)
Ответ:
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность прописан в п. п. 104 - 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которым основанием для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества является акт, в котором зафиксировано снижение качества коммунальной услуги.
За каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды (не более чем на 3 градуса в дневное время, не более чем на 5 градусов в ночное время), размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода.
За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов суммарно в течение расчетного периода, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Вопрос: Почему наш муниципалитет установил такие заоблачные ставки на отопление и горячее водоснабжение? (Смирнов В. г. Тверь)
Ответ: 
Муниципалитет никакого отношения к этим ставкам не имеет. Тарифы на эти виды услуг регулирует Региональная энергетическая комиссия Тверской области. Сами жильцы могут установить ставки на содержание дома. Это уборка территории и подъездов, очистка от наледи, освещение и т.п. Причем, в конце года вы вправе потребовать отчет, куда же управляющая компания израсходовала те средства, которые она получила от вас. 

Вопрос: Почему платим за мусор с квадратного метра, человек живет один в трехкомнатной квартире, что он больше мусорит, если занимает большую площадь? (Силантьева С.В.)
Ответ: 
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Верховным Судом Российской Федерации установлено, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам. Плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (ст. ст. 37, 39 ЖК РФ), т.е. единицей измерения расчета платы является 1 кв.м. общей площади жилых помещений. В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Таким образом, члены товарищества собственников жилья вправе на общем собрании принимать решение о размере платы за вывоз твердых бытовых отходов.


Вопрос: Как экономить на оплате услуг ЖКХ? (Разумова Е.В., г. Калязин)
Ответ: 
Если есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете, первое, что вам надо сделать, – это обратиться в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью. 
Если вы обращаетесь в управляющую организацию письменно, она обязана в течение трех рабочих дней дать письменный ответ, будет удовлетворено ваше обращение или нет и в последнем случае объяснить причины отказа. 
На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в надзорные органы с подтверждающими документами.
Плата за коммунальные услуги уменьшаешься вплоть до полного освобождения от нее, если вы получаете услуги ненадлежащего качества (температура горячей воды или воздуха в помещении ниже нормы и т.д.) или услуги оказываются с перерывами больше установленного периода.
Требования к качеству коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерывов содержатся в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Например, перерасчет оплаты холодного и горячего водоснабжения производится в случае отсутствия услуг более 4 часов. Перерасчет также производится в случае отклонения температуры горячей воды от норматива (60-75 градусов) более чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью.
Обязательно знать: факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.
Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, гражданин вправе обратиться с жалобой в Госжилинспекцию или в суд.
Экономить при оплате коммунальных услуг можно, уменьшив потребление ресурсов. В частности, снижению теплопотерь способствует утепление межпанельных швов, установка современных окон и радиаторов отопления, размещение за батареями теплоотражающих экранов, остекление балконов и лоджий. Для экономии на оплате за электроэнергию следует перейти на двуставочный тариф «день-ночь», обычные лампы накаливания заменить на энергосберегающие, использовать электроприборы с классом энергоэффективности не ниже «А» и не размещать холодильник рядом с батареей и плитой. Кроме того, не стоит пренебрегать простыми мерами: включать не все, а только необходимые светильники, отключать устройства из сети вместо их «погружения в сон», отремонтировать водопроводные краны и т.д.

Вопрос: Как рассчитывается плата за отопление при наличии общедомовых приборов учета? (Светлов М.М., г. Тверь)
Ответ: 
Одна из самых распространенных ошибок в начислениях – расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета. Помните, в первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета. При этом раз в год должна производиться корректировка платы, исходя из реального объема потребления ресурса. 

Вопрос: Как оформить перерасчет в связи с временным отсутствием потребителей в квартире?
Ответ:
Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, то при отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение (канализование), газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.
Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и день окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Это могут быть, например, билеты, гостиничные счета, справка из санатория, командировочное удостоверение и т.д.

Вопрос: Что делать, если приходят две платежки? (Зиновьева П.М., Тверь)
Ответ:
Такая ситуация может возникнуть, если граждане выбрали новую управляющую компанию или создали ТСЖ, а прежняя организация не желает уступать дом. Или граждане переизбрали УК, но с нарушением процедуры, при этом новая компания начинает выставлять счета, хотя это должна делать прежняя. Возможны и откровенно мошеннические схемы. 
При этом не платить никому – не выход. За неоплату коммунальных услуг в течение длительного времени дом просто могут отключить. Что же делать?
Первый шаг: обратиться за разъяснениями в местную администрацию. Второе: чтобы выставлять вам счета за коммунальные услуги, управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. И, конечно, ресурсоснабжающая организация имеет право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей организацией. Поэтому звонок ресурсникам даст ответ на вопрос, кому платить.
Одновременно вы вправе написать обращение, можно и в электронной форме, в Госжилинспекцию Тверской области и прокуратуру. Они всегда смогут проверить легитимность управляющих организаций и оценить, какая действует законно.