Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Туристический портал Тверской области
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
Обзоры обращений граждан и организаций
Обзоры обращений граждан и организаций

Прямая линия ГЖИ: вопросы и ответы

Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области проводило прямую линию на официальном сайте для того, чтобы жители могли задать вопросы и получить разъяснения. Сообщений поступило большое количество, поэтому некоторые похожие обращения объединены.

На вопросы жителей отвечает начальник Главного управления Дмитрий Олегович Ефимов.

- Уважаемый Дмитрий Олегович!

В апреле в моей квартире были установлены счетчики на горячую и холодную воду, опломбированы и приняты на учет представителями ресурсоснабжающих организаций – ООО «Тверская генерация» и ООО «ТверьВодоканал». Но почему-то за холодную воду мне начислили по-прежнему (Татьяна К., Тверь).

- Специалисты Госжилинспекции Тверской области связались с ООО «ТверьВодоканал» и выяснили, что Вы не передали показания счетчика. Вместе с тем, даже в период временного отсутствия, необходимо передавать показания приборов учета (пусть и «нулевые»).

Согласно пунктам 31, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при наличии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При этом исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания до расчетного периода, за который потребитель представил показания прибора учета, плата за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а по истечении указанного срока – исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Поскольку Вы только что установили прибор учета, ресурсоснабжающая организация не могла рассчитать среднемесячный объем потребления. В дальнейшем при регулярной передаче показаний начисления Вам будут производиться на основе показаний приборов учета.

При сохранении актуальности изложенного в Вашем обращении вопроса Вы можете повторно обратиться в адрес Главного управления с письменным заявлением или с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (в настоящее время указанной системой является «ГИС ЖКХ» https://dom.gosuslugi.ru/.), приложив к обращению документы, подтверждающие изложенные в нем доводы. В этом случае Главным управлением будет принято решение о проведении проверки в отношении исполнителя услуг.

- Добрый день! У меня ½ доли в квартире. С мая 2017 года по моему заявлению были разделены лицевые счета и открыт счет по оплате коммунальных услуг на мое имя. С этого времени мне приходили счета без задолженности, которые я своевременно оплачивала. Через год и два месяца после разделения счета ООО «КДЕЗ» прислал мне претензию по погашению задолженности по лицевому счету прежнего собственника. Прошу Вас разобраться в правильности действий управляющей компании. (Людмила Б., г. Кимры)

- К сожалению, в этом вопросе мы Вам не поможем. Вопросы образования задолженностей за коммунальные услуги находятся в исключительной компетенции исполнителя и потребителя услуг и не являются предметом проверок, проводимых Главным управлением в рамках государственного регионального жилищного надзора.

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлена обязанность исполнителя непосредственно при обращении потребителя производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Таким образом, с целью проверки задолженности за коммунальные услуги Вы вправе обратиться с письменным заявлением о предоставлении вышеуказанной информации в адрес исполнителя.

В случае невозможности урегулирования вопроса в добровольном порядке, с вопросом о задолженности Вы вправе обратиться в суд в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита нарушенных гражданских, в том числе имущественных, прав осуществляется судом.

- Почему при оплате взносов за капитальный ремонт взимаются комиссионные сборы? (Татьяна Я., Конаковский р-н)

- Прием платежей физических лиц и перечисление денежных средств в адрес любых получателей является финансовой услугой, оказываемой платежным агентом, банком или оператором почтовой связи. Эта деятельность связана с определенными материальными затратами, из которых складывается ее себестоимость, влияющая на размер последующего возмещения.

Получателем взносов на капитальный ремонт от Вашего дома является не управляющая организация, а региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», на общем счете которого собственники формируют фонд капитального ремонта своего дома.

Для оказания услуг по начислению взносов и предоставление населению квитанций региональным оператором заключен агентский договор с ООО «ЕРКЦ», в кассах которого взнос за капитальный ремонт можно оплатить без комиссии.

Если оплата производится через банки или отделения почтовой связи, то с плательщиков взимается комиссионный сбор в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Положением Центрального Банка РФ от 19.06.2012 № 383-п «О правилах осуществления перевода денежных средств», а также на основании Федерального закона от 17.06.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и по Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

- У нас в доме по Зеленому проезду установили общий счетчик на тепло. Законно ли это? (Галина С., г. Тверь)

- Как раз требование установки общедомовых приборов учета и содержится в жилищном законодательстве, а конкретно – в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 5 статьи 13 Федерального закона определено, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

В случае отсутствия в многоквартирных домах коллективных приборов учета коммунальных ресурсов предусмотрена их обязательная процедура установки ресурсосберегающими (сетевыми) организациями с возложением обязанности по предоставлению доступа к местам установки коллективных приборов учета на лицо, допустившее нарушение требований части 5 статьи 13 Федерального закона. При этом граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по оснащению многоквартирных домов приборами учета, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

По обращениям жителей Вашего дома Главное управление уже проводило проверку. Нарушений требований Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, не установлено, узел учета допущен к расчету за поставленный энергоресурс. Таким образом, действия ООО «Тверская генерация» в части осуществления установки общедомового прибора учета тепловой энергии в отношении многоквартирного дома по Зеленому проезду города Твери, где Вы проживаете, не противоречат нормам действующего законодательства.

- Фонд капитального ремонта выставляет мне задолженность, хотя я слышал, что люди старше 80 лет не платят за капремонт. В чем дело? (Евгений П., г. Удомля).     

- В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Прошу принять во внимание, что законодательством предусмотрена не отмена уплаты взносов и не льготы, а компенсация расходов на уплату взносов неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, в размере 100% взноса на капитальный ремонт.

Компенсация оплаты взносов за капитальный ремонт предоставляется в соответствии с законом Тверской области от 07.04.2016 № 21-ЗО
«О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан» и рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Тверской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.

Указанный закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Порядок предоставления компенсаций утвержден постановлением Правительства Тверской области от 20.05.2016 № 190-пп, а финансирование расходов на предоставление компенсаций осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.

Начисления производятся полностью, а компенсация возвращается в денежной форме через территориальные отделы социальной защиты населения.

При наличии у граждан права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по нескольким основаниям, компенсация предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.

Также сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии и компенсация предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Учитывая изложенное, с целью прекращения текущих начислений пени и возобновления компенсационных выплат, рекомендуем обратиться в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» с заявлением о заключении соглашения по погашению имеющейся задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт с рассрочкой оплаты по адресу: г. Тверь, Студенческий пер., д. 28, 3-й этаж.

В результате заключения соглашения, гашение задолженности по взносам можно будет осуществлять постепенно, в суммах, являющихся для Вас посильными, а территориальное подразделение социальной защиты населения получит основания для возобновления компенсационных выплат.

- Добрый день! Подскажите, должна ли управляющая компания следить за состоянием электрических щитков? (Сергей П., Тверская область)

- Конечно, это такое же общедомовое имущество, как крыши, чердаки, подвалы, подъезды. По жилищному законодательству общим имуществом являются как помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, так и механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 № 491 сказано об этом очень подробно: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях».

- Как поставить на учет счетчик на тепловую энергию? (Елена К., Торжок)

- В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 33 Правил № 1034 узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Пунктом 62 Правил № 1034 установлено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией
в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 68 Правил
№ 1034 при осуществлении ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии комиссией проверяется, в том числе соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета, а также соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором
и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

- Наша управляющая компания повысила плату за содержание дома, ссылаясь на то, что в договоре управления есть пункт, предусматривающий повышение на индекс инфляции (Лариса В., Тверь).

- Действительно, по обращениям жителей Вашего дома в адрес Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области был установлен факт увеличения размера платы за услуги и работы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме.  

Проверка показала, что с момента заключения договора управления общие собрания собственников помещений по вопросу увеличения размера платы не проводились. Все увеличения платы произведены в одностороннем порядке путем индексации установленного договором управления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Тем не менее, как указано в постановлении тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу № А26-5012/2016, процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положению гражданского законодательства. Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенными с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 № 304-КГ16-8003 и от 13.12.2016 № 302-КГ-16569.

Таким образом, Главное управление считает действия УК, управляющей Вашим домом, в части увеличения платы за содержание дома без решения собрания собственников, нарушением действующего законодательства. В связи с этим УК выдано предписание на устранение выявленных нарушений.